Ваш город:

Можно ли получить профессиональные навыки через дистанционное обучение?

9 февр. 2015 г.
0
6564

Дистанционное обучение позволяет каждому человеку получить образование не выходя из дома, с минимальными временными и материальными затратами. Но может ли такой способ получения образования обеспечить нам получение не только теоретических знаний, но и практических навыков. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте подробнее рассмотрим, что же скрывается под понятием "дистанционное образование".

Можно ли получить профессиональные навыки через дистанционное обучение?

В условиях современного мира не всегда представляется возможным посещать учебное заведение в реальном времени (например, в случае болезни, очной формы обучения в другом образовательном учреждении, большого расстояния между местом жительства и местом учебы). В таким случаях практически единственным вариантом получения образования во многих странах является дистанционное обучение. Кроме того, дистанционное обучение это идеальный вариант для непрерывного образования, профессиональной переквалификации и переподготовки. Существует такая форма обучения и в России.

Дистанционное обучение (иначе говоря, обучение на расстоянии) предусматривает реализацию учебного процесса с помощью компьютерных технологий. К основным инструментариям удаленного образования относятся современные телекоммуникационные технологии, интерактивные методы обучения и сеть Интернет. Данная форма занятий ориентирована на индивидуальные запросы учащихся, их личностные особенности и выбранную специализацию.

Другими словами, дистанционное обучение позволяет каждому человеку получить образование не выходя из дома, с минимальными временными и материальными затратами. При этом он может самостоятельно определять график занятий и способы поиска дополнительной информации. Но может ли такой способ получения образования обеспечить нам получение не только теоретических знаний, но и практических навыков. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте подробнее рассмотрим, что же скрывается под понятием "дистанционное образование".

Структура интерактивного обучения

Программа занятий дистанционного обучения построена таким образом, что студент большую часть времени должен самостоятельно изучать учебно-методические материалы в интерактивном режиме. Формами контроля выступают тестирование, итоговые работы, индивидуальные задания и научно-исследовательская работа. Учебным процессом руководит методист-организатор.

Несмотря на отсутствие очного взаимодействия, студент и преподаватель все время находятся на связи друг с другом, которая осуществляется посредством современных коммуникационных технологий. Благодаря этому учащийся ощущает постоянный контроль и поддержку куратора.

Отметим, что для удаленной учебы даже необязательно иметь дома компьютер. Учебные материалы предлагают в виде компакт-дисков, методических блоков по электронной почте, которые, кстати, можно найти в электронной библиотеке сервера учебного заведения. Поэтому при желании достаточно время от времени проводить несколько часов в интернет-клубе или за компьютером друга. Главный компонент успеха дистанционного обучения – желание достигнуть новых высот и доступ к сети.

Преимущества дистанционного обучения

Среди основных преимуществ такой формы обучения можно выделить:

  • возможность получить образование в любом престижном ВУЗе России, не выезжая за пределы родного города;
  • возможность повысить свою квалификацию без отрыва от производства;
  • возможность получить сразу два-три образования (в том числе, и параллельно с очным обучением в другой образовательной организации);
  • обучение с использованием современного мультимедийный контента;
  • разнообразие форм проведения занятий (он-лайн конференции, веб-семинары, телемосты, тренинги);
  • возможность дистанционно закончить прерванное ранее обучение;
  • возможность непрерывного самообразования;
  • возможность получить второе высшее, дополнительное образование без необходимости увольнения с основного места работы.

Недостатки дистанционного обучения

Несмотря на очевидные плюсы дистанционной формы получения образования, имеются у него и недостатки, среди которых особого внимания заслуживает:

  • отсутствие реального общения между учащимся и преподавателем;
  • результат напрямую зависит от индивидуальных качеств студента (целенаправленность, самодисциплина, организованность);
  • необходимость в постоянном доступе к сети;
  • преобладание теории над практикой;
  • отсутствие непосредственного контроля над работой учащегося;
  • отсутствие 100% уверенности в компетентности преподавателей, качестве разработанных методических и учебных материалов.

Профессиональные навыки и дистанционное обучение: возможен ли успешный симбиоз?

Исходя из описанных выше преимуществ и недостатков удаленного обучения, можно сделать вывод: задумываясь о возможности получения дистанционного образования необходимо реально взвесить все факты. Важно понимать, что учеба на расстоянии больше ориентирована на теорию, а овладение практическими навыками в лучшем случае предусматривается уже в процессе работы. Удаленные занятия не смогут гарантировать вам полноценное формирование профессиональных компетенций и практических навыков.

Как же извлечь максимум практики из массива теории? Для получения оптимального результата учащийся должен сам анализировать эффективность методик и оценивать качество учебного контента. Поэтому, лучше всего основное образование получить в очной (заочной) форме, а посредством дистанционной учебы дополнить уже имеющиеся знания.

В первую очередь это связано с тем, что курсы лекций зачастую очень короткие, сжатые, а требования программы одинаковые для студентов всех форм обучения и специальностей. Кроме того, дисциплины преподаются всем студентам по одному и тому же плану, без учета специфики их будущих профессий.

Вторая проблема, с которой может столкнуться студент на пути овладения профессиональными навыками в процессе дистанционного обучения – общий для всех учащихся учебный контент, что препятствует получению дополнительной, профессионально ориентированной информации или вариативных дисциплин. Нередко задания на теорию и отработку практических навыков распределяются очень неравномерно и не в пользу последних.

Достаточно часто на выполнение заданий к небольшой по объему дисциплине, нужно потратить намного больше времени, чем на ее непосредственное изучение (то есть превышается временной лимит, предусмотренный учебным планом). Выходит, что о формировании практических навыков, связанных с таким предметом не может быть и речи.

Таким образом, дистанционное обучение может стать идеальным вариантом для получения специальностей, не требующих явных профессиональных навыков (то есть, таких, которые можно получить только под руководством опытного специалиста и с использованием специальных приборов или инструментов). А вот для получения специальности, требующей наличия практических навыков, лучше всего поступать на очное отделение в один из российских ВУЗов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
517
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
844
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1272
Оставить свой комментарий

Ваш город: